Ролевая теория психики (ролевая теория чувств и отношений). Основные положения – Николай Татаров

Ролевая теория психики

Ролевая теория психики (ролевая теория чувств и отношений) – это единая (общая, интегральная) теория психики, сочетающая в себе теорию эмоций, теорию ролей и теорию психических типов (типов характера). Это оригинальная теория – она не является синтезом или переделкой каких-либо уже известных в психологии теорий.

Ролевая теория чувств и отношений – это первая и единственная теория собственно психики. Это ясная, хорошо работающая теория, лишённая натяжек, нестыковок и противоречий. Это строгая и точная теория. Для описания отношений и ситуаций используется формализованная ролевая запись, основанная на схеме чувств и отношений. Рассматриваются ролевые связки и треугольники отношений.

Ролевая теория психики позволяет проводить анализ характера отдельного человека и анализ отношений между людьми; позволяет предсказывать совместимость характеров и степень психического комфорта того или иного человека в том или ином коллективе. Определены условия стабильности отношений в коллективе.

Ролевая теория чувств и отношений опирается на народную мудрость и опыт человечества. В теории нет заумных слов. В качестве терминов используются слова простой разговорной речи. С теорией легко согласиться. Кажется, что примерно так всегда и думал, к чему-то подобному всегда и шёл, а теория лишь окончательно расставила всё по своим местам, упорядочила, свела повседневные наблюдения в стройную систему представлений.

Ролевая теория чувств и отношений – знание, проверяемое каждым человеком. Ведь жизнь от рождения до смерти – это непрерывный психологический эксперимент. Жизнь человека неизбежно связана с настроениями и переживаниями, перипетиями отношений и столкновениями характеров. Каждый человек, хочет он того или нет, волей-неволей является пожизненным исследователем мира чувств и отношений.

Основные положения (постулаты) ролевой теории психики

0. Любая наука состоит из определения предмета науки и теории этого предмета, которая составляет содержание науки.

О предмете науки обычно говорит название науки. Слово «психология» переводится с греческого языка как «душеведенье» (наука о душе). «Психе» (psyche) – это «душа» на греческом языке, а «логос» (logos) – «ведение». Стало быть:

1. Внутренний мир человека состоит из души и разума:

Мысли, идеи, понятия и представления живут в разуме человека, а чувства, эмоции, настроения и переживания – в его душе. Разум – это то, что человек думает, а душа – это то, что он чувствует, это эмоции, какие он переживает.

Чувства и эмоции называют состояниями души, называют позывами души, порывами души. Переживания, подчёркивая их принадлежность к душе, называют душевными переживаниями, а настроения – настроениями души. Чувства называют «струнами души». «Задевать струны души», «играть на струнах души» – значит пробуждать в душе человека те или иные чувства, вызывать в душе те или иные настроения и переживания.

2. Чувства – это язык души, поэтому всех существ, способных переживать чувства и эмоции, называют одушевлёнными существами.

Русский язык не сомневается в существовании души и одушевлённых существ. В русском языке, говоря об одушевлённых существах, употребляют местоимения «кто», «кем», «кого», а, говоря о неодушевлённых существах, – употребляют местоимения «что», «чем», «чего».

Чувства известны каждому человеку от рождения. Любой ещё неразумный младенец от рождения владеет языком чувств. Грудные дети, ещё не зная ни слова, уже способны пугаться и радоваться, сердиться и удивляться.

Язык чувств, в отличие от языка слов, не нуждается в переводе. Язык чувств – это общий язык для всех рас и народов, мужчин и женщин, людей и животных. Общаясь между собой, люди разговаривают не только на языке слов, но и на языке чувств. Своими чувствами и эмоциями люди часто сопровождают и подкрепляют слова речи. А иногда наоборот: словами пытаются выразить свои эмоции и чувства.

3. У языка чувств есть своя азбука, свой алфавит. Существует базовый набор чувств, из которого складываются все душевные переживания.

Подобно тому, как из ограниченного набора букв складываются все слова, а из слов – предложения, так и любые переживания складываются из ограниченного по количеству набора чувств. Этот набор чувств называется базовым набором. Подобно тому, как все вещества состоят из ограниченного по количеству набора химических элементов, приведённых в таблице Д.И.Менделеева, так и все душевные переживания складываются из элементов базового набора чувств.

Только благодаря общему для всех одушевлённых существ базовому набору чувств и существует общий язык для всех душ. Если бы не было общего для всех душ набора чувств, то общение на языке чувств было бы невозможно – одни одушевлённые существа не понимали бы чувства и эмоции других одушевлённых существ.

4. Чувства – не только язык души, но и язык отношений. Вопрос: «Как ты относишься?» – это всегда вопрос: «С каким чувством ты относишься?». Поэтому, в ответ на этот вопрос всегда называют какое-то чувство – «Я отношусь с восхищением (презрением, радостью, гордостью, ненавистью, недоверием, воодушевлением, ужасом и т.д.)».

5. Отношения, явно или неявно, но всегда связаны с «местами», «положениями», «позициями» – т. е. с ролями.

Тоном речи, жестом, позой, за которыми всегда стоит чувство, эмоция, отношение, можно «указать человеку его место», «поставить человека на место». Другое дело, что в ответ можно услышать: «Ты за кого меня принимаешь?! В каком тоне со мной разговариваешь?!» Такой ответ означает, что человеку не нравится та роль (то «место»), которую ему указали.

«Места», «положения», «позиции», роли – это одно и то же. Речь идёт о психических ролях (психоролях), а не о не ролях театра или кино.

Переживая какое-либо чувство (эмоцию, настроение, состояние души) человек находится на той психической роли, с которой это чувство связано.

6. Чувства, как язык отношений, обладают ролевой направленностью: каждое чувство – это отношение, обращённое от одной роли к другой.

Любое чувство не только связано с некоторой ролью, но ещё и адресовано какой-то другой роли. Если бы чувства не обладали ролевой направленностью, то язык чувств не был бы языком отношений, и тогда тоном, эмоцией нельзя было бы человеку «указать его место», т. е. указать ему роль. Итак, чувства – это отношения между психическими ролями.

7. Всего существует 7 психических ролей. С каждой ролью (психоролью) связано 3 чувства (эмоции, настроения). В итоге, базовый набор чувств состоит из 21 душевного состояния – из 21 чувства (эмоции, настроения).

8. Душа описывается схемой души (схемой отношений между ролями) и сопутствующей ей таблицей души (ролевой таблицей чувств и отношений) с ролевой записью чувств и отношений.

Схема души, ролевая схема чувств, схема отношений между ролями © Татаров Николай Михайлович

© Схема души (ролевая схема чувств, схема отношений между ролями) является объектом авторского права и принадлежит Татарову Николаю Михайловичу – автору ролевой теории чувств и отношений.

В основе схемы души лежит семиконечная звезда. Символами, расположенными на вершинах семиконечной звезды, обозначены 7 психических ролей. Рядом с символами ролей написаны их названия. Стрелочки, направленные от одних ролей к другим ролям – это чувства (эмоции, настроения). Стрелочки в схеме души выражают ролевую направленность чувств.

Поскольку каждое чувство – это отношение, обращённое ОТ одной роли К другой роли, то любое чувство можно записать как пару ролей со стрелочкой между ними. Первый символ такой записи указывает ОТ какой роли исходит отношение, второй – К какой роли отношение обращено. Такое обозначение чувств называется ролевой записью чувств.

Базовый набор чувств с ролевой записью каждого чувства приведен ниже в ролевой таблице чувств и отношений.

Ролевая таблица чувств и отношений (таблица души) © Татаров Николай Михайлович

© Ролевая таблица чувств и отношений (таблица души) является объектом авторского права и принадлежит Татарову Николаю Михайловичу – автору ролевой теории чувств и отношений.

Утверждение о том, что каждое чувство – это отношение, исходящее от одной роли и обращённое к другой роли, означает, что

Из схемы души видно, что не все роли связаны между собой отношениями (стрелочками). Некоторые роли связаны встречными стрелочками (т. е. встречными, в ролевом смысле, чувствами), некоторые – только односторонними стрелочками (безответными, в ролевом смысле, чувствами), а некоторые роли не связаны отношениями вовсе. Всего существует 14 встречных и 7 безответных, в ролевом смысле, чувств. Пары ролей, связанные встречными, в ролевом смысле, чувствами, можно называть ролевыми связками. Кроме ролевых связок в схеме отношений между ролями можно выделить ещё и ролевые треугольники – роли, связанные в относительно устойчивые тройки. Всего существует 7 ролевых связок и 7 ролевых треугольников.

9. В коллективе происходит распределение душевных качеств (черт характера) по 7 ролям.

Учение о характерах людей и распределении ролей в коллективе называется Учением о 7Я (о семи Я), теорией 7Я или теорией 7 (семи) психических ролей.

Учение о семи Я (теория 7Я)

Учение о семи Я (теория 7Я) является составной частью ролевой теория психики (ролевой теории чувств и отношений). Это учение о семи внутренних Я, из которых складывается характер человека, рождаются 7 психических типов и 7 ролей коллектива. Суть Учения о 7Я такова:

Очевидно, что «семья» – это 7 каких-то Я. Потому и пишут через семёрку: «семь Я» или «7Я».

Семья – не просто коллектив, связанный узами брака и родства. Семья – обязательно сложившийся, притёртый коллектив. Если характеры в семье не притираются, то никакие узы родства или брака семью от распада не удержат.

Любой коллектив – это не просто набор некоторого количества членов. Коллектив обладает внутренним устройством – системой отношений между его членами. Внутри коллектива отношения выстраиваются не сразу: каждому надо найти своё «место», занять «положение», получить роль. Надо «поставить» себя – тоном речи, жестами, позами, манерами, поведением заявить о претензиях на некоторое «положение». Не всем могут понравиться притязания на это «положение». Человеку могут «указать его место». А могут и «поставить на место». И это будет не то место, на которое человек хотел «поставить» себя сам.

В процессе притирания людей в коллективе между ними идёт борьба за роли, «места», «положения». Происходят ролевые разборки и выяснение отношений. Если человеку предложена или навязана роль, не соответствующая складу его характера, у него возникает душевный дискомфорт. Он стремится изменить отношение к себе, пытается изменить своё положение в коллективе. В итоге, он либо добивается другой роли, либо смиряется со предложеной ему ролью. А иначе он покидает коллектив. Говорят: «Не ужился в коллективе». В трудовых коллективах говорят: «С ним не сработались».

Коллективы теряют не ужившихся членов и приобретают новых на вакантные роли. Если в коллективе заполнены все вакантные роли и занимаемые роли всех устраивают, такой коллектив называют сложившимся. Всего в коллективе 7 «мест», ролей, «положений». Поэтому сложившийся притёртый коллектив состоит из 7 членов. Отсюда и происходит слово «семья» (7Я). Не случайно в мифах, сказках и поговорках, когда заходит речь о сложившемся, притёртом коллективе, всегда возникает число 7, как количество его членов: «Белоснежка и СЕМЬ гномов», «Волк и СЕМЕРО козлят», «СЕМЬ Симеонов», «СЕМЕРО по лавкам», «СЕМЕРО одного не ждут», «У СЕМИ нянек дитя без глаза»…

Роли (психороли) таковы:

  1. Герой – страстный, пылкий, нежный, с мятежной, метущейся душой.
  2. Шкурник – жадный, недоверчивый, расчётливый, бдительный, прагматичный.
  3. Простак – обидчивый, туповатый, но верный и преданный.
  4. Злодей – твёрдый, жёсткий, хмурый, серьёзный, вечно всем недовольный.
  5. Кумир – пышный, яркий, радостный, самодовольный, заносчивый и себялюбивый.
  6. Хитрец – обходительный, уклончивый, изворотливый, себе на уме, брезгливый.
  7. Жертва – исполненная духовности и возвышенных чувств, пугливая и боязливая, впадающая в горе и отчаянье.

В коллективе 7 ролей существуют в виде ролевых вакансий, которые могут быть заполнены, а могут, и нет. Внутри человека 7 ролей присутствуют в виде 7 его внутренних Я (7 психических начал человека). 7 ролей коллектива – это лишь проявление (проекция) семи Я, живущих внутри каждого человека.

Не все роли для человека одинаково приемлемы. Есть роли, пребывать на которых ему нравится, а есть – на которых не нравится. Это зависит от склада характера.

У каждого человека свой склад характера, свой набор душевных качеств, свои особенности нрава. Качества души, черты характера, особенности нрава, склонности натуры – это всё ролевые предпочтения человека. Каждый человек стремиться занять в коллективе наиболее предпочитаемую им роль или хотя бы одну из приемлемых для него ролей.

Наиболее предпочитаемая человеком роль (доминирующая в характере роль) – это доминанта характера. Она определяет тип характера, поэтому доминанту характера называют также сущностью характера, сущностью души или попросту сутью человека. Вопросы: «Какой у него характер? Какой у него тип характера? Какова суть его души? Какова суть этого человека» – это всегда вопросы о том, какая роль доминирует в характере этого человека.

Чувства, связанные с доминирующей в характере ролью, порождают ведущие черты характера человека. Например, чувства, связанные с ролью Кумира - гордость, радость и благодушие, – порождают соответствующие качества души: заносчивость (надменность, превосходство), праздность (радушие) и лень (самоуспокоенность, самодовольство). Если роль Кумира доминирует в характере человека, то эти черты характера будут ведущими чертами его характера.

Характер любого человека не сводится лишь к доминанте характера. Каждому человеку знакомы все роли, в каждом человеке живут 7 его Я. Характер любого человека (любого одушевлённого существа) складывается из сочетания качеств 7 ролей, живущих внутри него. Другое дело, что в характере каждого человека разное соотношение 7 ролей, 7 его Я: качеств одних ролей больше, а других меньше; некоторых Я в характере избыток, а других Я недостаток.

Роли, качеств которых в характере избыток, называются превалирующими ролями. Доминанта характера – это наиболее превалирующая роль.

Чтобы выяснить склад характера человека надо исследовать его душу (т.е. провести психоанализ):

  1. Выяснить, качеств каких ролей (каких «Я») в характере избыток, а каких – недостаток;
  2. Распределить роли по степени их предпочтительности для этого человека. Наиболее предпочитаемая роль – это доминанта характера (основное «Я» человека), менее предпочитаемая роль – его второе «Я», ещё менее предпочитаемая роль – его третье «Я» и т. д.

В итоге изучения души можно составить психический портрет человека, т. е. портрет его души. Знаком «плюс» (+) обозначают избыток качеств роли в характере (превалирующая роль). Двумя знаками «плюс» (++) – переизбыток (доминирующая роль). Аналогично: знаком «минус» (–) обозначают недостаток качеств роли в характере, а два минуса (– –) – большой недостаток.

7 ролей порождают 7 типов характера. Каждая роль (психороль) порождает соответствующий ей тип характера (психотип). Это происходит так. Получив в коллективе роль, человек постепенно свыкается с нею и роль становится ему привычной. Пребывание на роли не проходит бесследно. Вместе с ролью человек получает и связанный с нею набор чувств, которые начинают проявляться в тоне речи, в жестах, мимике и позах. Постепенно они закрепляется в манерах и привычках, и, в конце концов, становятся чертами его характера. Так психороль превращается в доминанту характера человека.

Поговорка: «Посеешь поступок – пожнёшь привычку, посеешь привычку – пожнёшь характер…», – описывает процесс превращения занимаемой психороли в доминанту характера.

Символом (эмблемой, знаком Учения о 7Я) является логотип 7Я:

Логотип 7Я, эмблема 7Я, символ Учения о 7Я © Татаров Николай Михайлович

© Логотип 7Я является объектом авторского права и принадлежит Николаю Михайловичу Татарову – автору ролевой теории чувств и отношений.

Этнология и этнопсихология

Принцип распределения характеров по 7 ролям, по 7 Я – это всеобщий, универсальный принцип устройства всех коллективов – и малых, и больших.

Всякий большой, многочисленный коллектив стремится к разделению на 7 частей – на 7 подколлективов, на 7 групп, на 7 компаний, на 7 семей. Стремится – это не значит, что достигает, но всё же стремится. В большом коллективе выделяются маленькие подколлективы – компании друзей и приятелей, которые стремятся стать сложившимися, притёртыми коллективами – т. е. стремятся превратиться в 7Я.

Подколлективы (группы, компании, семьи) разбирают роли в большом коллективе и, в конечном итоге, каждый подколлектив приобретает свой общегрупповой характер. Внутри себя каждый подколлектив (группа, семья, компания) стремится распределить характеры по 7Я, но снаружи он выглядит как целостность со своим общегрупповым характером, который добавляет к характеру каждого из его членов некие общегрупповые черты.

Стремление коллективов к разделению по 7Я – есть та причина, благодаря которой человечество обладает этнической структурой. Человечество не является безликой однородной массой людей, а разделено на народы, обладающие своим национальным характером.

Принцип 7Я масштабируется на всё человечество. Человечество – это большой коллектив, который разделяется на 7 больших сообществ – на 7 «миров», 7 «цивилизаций», 7 суперэтносов:

  1. Российский («евразийский») суперэтнос;
  2. «Евроатлантический» суперэтнос («западный мир», «западная цивилизация»);
  3. «Южный» («мусульманский») суперэтнос, «мир ислама» (от Марокко до Кашгарии);
  4. «Восточный» (восточноазиатский) суперэтнос (Китай, Япония, Корея…);
  5. Индийский суперэтнос;
  6. Латиноамериканский суперэтнос («латиносы»);
  7. Африканский суперэтнос (чернокожие народы Центральной и Южной Африки).

Каждый суперэтнос обладает своим суперэтническим характером в семье суперэтносов человечества. Внутри себя каждый суперэтнос, в свою очередь, стремится к разделению по принципу 7Я на этносы (нации, народы), обладающие своим национальным характером внутри своего суперэтноса. А каждый народ (этнос), в свою очередь, стремится к разделению по принципу 7Я на субэтносы, которые обладают своим субэтническим характером внутри своего этноса (народа).

Иначе говоря, этнической иерархии человечества (суперэнос, этнос, субэтнос и т. д.) соответствует иерархия характеров – суперэтнических, этнических, субэтнических, краевых, местных и т. д.

В этом состоит суть теории этносферы, которая определят суть этнологии (народоведенья) и суть этнопсихологии (теории национальных характеров).

© Ролевая теория психики (ролевая теория чувств и отношений), включая Учение о семи Я (теорию 7Я), создана в результате интеллектуальной деятельности, в силу чего является объектом авторского права и принадлежит её создателю – Николаю Михайловичу Татарову.

© Слова и словосочетания, используемые для обозначения понятий ролевой теории чувств и отношений, созданы в результате интеллектуальной деятельности, в силу чего являются объектами авторского права и принадлежат Николаю Михайловичу Татарову. При упоминании любого из этих терминов необходимо указывать имя автора теории – Николая Михайловича Татарова, а также название теории, для обозначения понятий которой эти термины и словосочетания предназначены.

В том числе объектами авторского права являются следующие словосочетания и производные от них:

© «базовый набор чувств»;
© «психическая роль»;
© «психороль»;
© «ролевая направленность»;
© «ролевая адресность»;
© «ролевое положение»;
© «ролевая теория души»;
© «ролевая теория психики»;
© «ролевая теория чувств»;
© «ролевая теория эмоций»;
© «ролевая теория настроений»;
© «ролевая теория переживаний»;
© «ролевая теория отношений»;
© «учение о 7Я»;
© «учение о семи Я»;
© «теория 7Я»;
© «теория семи Я»;
© «теория 7 психических ролей»;
© «теория семи психических ролей»;
© «ролевая схема души»;
© «ролевая схема чувств»;
© «схема отношений между ролями»;
© «ролевая запись чувств»;
© «ролевая связка»;
© «связка ролей»;
© «ролевой треугольник»;
© «доминирующая в характере роль»;
© «доминанта характера»;
© «превалирующая роль»;
© «теория этносферы».

Настоящая статья о ролевой теории психики (ролевой теории чувств и отношений) разрешена для публикации в Википедии.

С начала 2000-х годов автор периодически размещает в Википедии статью о ролевой теории психики, но ответственный за раздел о психологии (какой-то кандидатик наук,) удаляет её.


Назад | Оглавление | Литература